Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Сегодня действующий бизнес, будь то ремонт квартир, салон по продаже авто или пункт обмена валюты, является весьма продаваемым активом. Рынок функционирующих предприятий в бывшем СССР стал формироваться еще в конце девяностых годов. И сейчас на этом рынке действуют компании, работающие в самых различных отраслях и регионах, с самой различной стоимостью активов: начиная от самых небольших вплоть до крупных концернов с миллиардными оборотами.

Продажа готовых компаний

Поэтому термин «покупка, продажа бизнеса» так прочно вошел в лексикон современных предпринимателей. Он означает факт передачи прав собственности на работающее предприятие, в том числе и на его все материальные и нематериальные активы, которые в результате покупки/продажи переходят от одного лица (лиц) к другому (другим). Причин, по которым собственники принимают решение о продаже своих готовых бизнесов, много. Они могут быть связаны или с самим предпринимателем — его возрастом, здоровьем или в связи с переездом, или непосредственно с бизнесом, например, с недостатком финансирования, отсутствием ожидаемой прибыли или непрофильными активами.

Продажа или покупка бизнеса — это нужно знать

Некоторые считают, что бизнес, продающийся по низкой цене, на данный момент времени — на момент продажи — чаще всего не является прибыльным. Продавец и брокеры могут придумывать самые разные причины того, почему осуществляется его продажа. Но, несмотря на разные заверения, бизнес, который приносит прибыль, практически никогда не выставляется на реализацию.

Уже готовый бизнес, по мнению специалистов, является весьма специфичным товаром для продажи. Поэтому покупка и продажа готового бизнеса требует особенного подхода. Его специфика состоит в том, что каждая из уже работающих фирм, будь то ремонт квартир или ремонт авто, является единственной и неповторимой. Каждую из этих фирм характеризует только ей присущий комплекс функциональных или структурных элементов. Кроме того, на сегодня все участники рынка, т. е. и продавцы, и покупатели бизнеса в основном являются достаточно опытными предпринимателями, знающими цену подобному «товару».

Причины для продажи действующих фирм

В каждом конкретном случае есть своя причина, по которой владелец продает свой бизнес. Если обобщить все предпосылки в целом, то получаются три основные группы тех причин, по которым предприниматели готовы расстаться с собственным бизнесом. Это:

  • экономические;
  • психологические;
  • ситуативные.

К категории экономических причин для продажи готового бизнеса аналитики относят:

  • случаи, когда данный бизнес специально создавался именно для продажи – такими предложениями переполнен каждый онлайн Центр покупки и продажи действующих фирм;
  • перепродажу после усовершенствования с целью получить прибыль;
  • недостатку средств, требуемых для улучшения качества или увеличения объемов выпускаемой продукции;
  • спад в данной отрасли российской экономики;
  • реализацию непрофильных активов;
  • снижение экономической эффективности данного бизнеса.

Сегодня продажа готового бизнеса стала так распространена благодаря наиболее распространенной мотивации — снижению показателей экономической эффективности компании. Под влиянием таких факторов, как

  • общий экономический кризис;
  • спад в данной отрасли экономики;
  • ощутимое снижение потребительского спроса;
  • резкое обострение конкурентной борьбы;
  • ужесточение налогового или административного давления
  • экономические стимулы для нормального ведения бизнеса.

Когда норма прибыли на вложенный в компанию капитал опускается достаточно низко, а в условиях нехватки личных свободных средств, которые необходимы для поддержания и нормального развития бизнеса, собственник не в состоянии перестроить производство, ему приходится выставлять фирму на продажу. Приняв решение о выходе из данного сектора рынка, предприниматель, независимо от того, чем он занимается – производством мебели или сферой услуг, в которую входят мойка авто или ремонт квартир, пытается найти оптимальных покупателей, чтобы хоть немного заработать и окупить свой труд.

К психологическим причинам относятся желание заняться другим видом деятельности или склонность к другому виду бизнеса, который, по мнению предпринимателя, более прибыльный. А к третьей группе причин, по которым выставляется на реализацию тот или иной бизнес, относятся непредвиденные ситуации, например, неожиданное обстоятельство, требующее значительных денежных трат, ухудшение здоровья владельца или члена его семьи при отсутствии надежного приемника, а также форс-мажор, смена места жительства и другие обстоятельства.

Продажа готовых компаний

Нередко предприниматели умышленно создают компании именно для того, чтобы впоследствии их выгодно реализовывать. Ведь цена готовых действующих предприятий, к тому же дающих неплохую прибыль, достаточно высока. Вообще, покупку бизнеса можно сравнить с покупкой авто или недвижимости. Если сделка не сложная, то к помощи дилера или риелтора человек прибегает только в исключительных случаях.

Однако когда речь идет о приобретении, например, салонного бизнеса , то это — не традиционная покупка авто или недвижимости, здесь следует учитывать много нюансов. Вот почему многие предпочитают обращаться в Центр покупки и продажи бизнеса, где специалисты – бизнес — брокеры – помогают решить многие вопросы.

В каждом городе есть хотя бы один такой центр. Допустим, предприниматель хочет приобрести салон по продаже авто или, например, СПА салон. Все его действия сводятся к одному: он обращается в такой центр, где четко высказывает свои предпочтения: ему требуется купить бизнес по продаже авто, который приносит и будет приносить прибыль. База, которой располагает каждый более или менее большой центр, выдает весь перечень готовых бизнесов по продаже авто.

Покупатель, обратившись в Центр покупки и продажи бизнеса, сэкономит кучу времени. При решении купить большой бизнес, лучше воспользоваться услугами бизнес-брокеров, которые смогут проверить достоверность заявленных продавцом показателей бизнеса, провести легкий аудит. И только после этого вынести решение об одобрении крупной сделки — стоит ли покупать данную компанию и насколько вероятно то, что, например, продающийся действующий салон по продаже авто будет в будущем рентабельным.

Доводы в пользу приобретения готового бизнеса

Посетив любой соответствующий форум в Интернете, можно с легкостью получить большое количество советов о том, стоит ли покупать уже действующее предприятие или лучше открыть его самому. Основными мотивами для приобретения уже готового бизнеса являются:

  • существенная экономия средств и времени, необходимых для создания нового предприятия и реализации новых бизнес-идей;
  • расширение уже существующей компании, переориентация на новую продукцию;
  • повышение эффективности основного производства;
  • усовершенствование сети для сбыта товаров или услуг, например, на рынке ремонта квартир или бытовой техники, продажи авто и т. д.;
  • перепродажа.
  • устранение конкурентов;
  • получение монополии в конкретном сегменте рынка;
  • использование конкретных льгот и преимуществ , предоставляемых компаниям данной отрасли или региона;
  • получение в распоряжение хорошей истории конкретного бизнеса или известной марки и т.д.
  • Как осуществить продажу или покупку фирмы

Продажа и покупка бизнеса в жизни любого предпринимателя – событие достаточно редкое. Независимо от того, что является специализацией компании – ремонт квартир или продажа этих же самых квартир и домов, большинство участников российского рынка действующего бизнеса не обладают необходимым опытом купли/продажи готовых фирм. Поэтому логично, что практически все они стараются застраховать себя от неизбежных в любом незнакомом деле ошибок.

Гарантировать успех в процессе поиска делового партнера, с которым можно будет без опасений заключить сделку о продаже, может лишь опытный посредник — брокер, который не имеет выгоды от занижения или же от завышения цены за компанию, зато имеет репутацию хорошего грамотного специалиста, максимально защищающего интересы своего клиента. Для самостоятельного поиска лучшего контрагента на рынке уже готового бизнеса можно принимать участие в открытых торгах, можно обратиться на биржу или же в Центр Покупки и Продажи бизнеса.

Важнейшей составляющей для успешного завершения сделки по продаже или покупке является предпродажная подготовка готового бизнеса. Ведь любой товар продастся намного лучше — дороже и быстрее, когда он заранее подготовлен к продвижению на рынке. В этом случае продавцу необходимо предпринять определенный комплекс мероприятий, которые будут способствовать как привлечению внимания, так и повышению спроса среди потенциальных покупателей.

Прежде всего, предпринимателю следует определиться с кругом потенциальных покупателей. Их можно искать как среди знакомых, так и на стихийном или организованном рынке, а также в Интернете. Можно посетить соответствующий онлайн форум, посмотреть отзывы тех, кто уже продал свою компанию. Продажа бизнеса своему знакомому особой подготовки не требует, зато на стихийном рынке вполне стать жертвой мошенников. Другое дело, когда покупатель с продавцом встречаются на организованной бирже.

В этом случае большую роль для удачного исхода играет репутация посредника, а также та тактика, с которой он продвигает «товар» на рынке. Можно так расставить акценты и заострить внимание на преимуществах компании, что оппонент сам придет к мысли о покупке. При этом опытные брокеры, хоть и несколько могут приукрасить плюсы готовой компании, но никогда не скрывают от потенциального покупателя основные недостатки.

Несколько советов о подготовке бизнеса к покупке

Что касается недостатков компании, то лучше их не скрывать, а по возможности в период предпродажной подготовки устранять. Не стоит сообщать менеджерам и работникам фирмы о том, что предстоит продажа бизнеса. Пусть для них это будет выглядеть как реструктуризация. По возможности нужно привести в порядок территорию и помещения предприятия в порядок, по мере необходимости проводя текущий ремонт оборудования, транспортных средств, находящихся на балансе предприятия.

Обязательно нужно привести в соответствие с требованиями законодательства всю бухгалтерскую документацию, своевременно погашать кредиторские и дебиторские задолженности, не пренебрегая даже малыми платежами. Не стоит отвлекаться от текущего ритма работы компании — лучше обратиться к услугам профессионального брокера. Отход от дел даже на время продажи может негативно сказаться на работе предприятия, что, в конце концов, может отразиться и на стоимости фирмы.

Оформление сделки – подводные камни

В результате неопытности или невнимательности у покупателя готового бизнеса могут возникнуть серьезные проблемы. Поэтому , покупая без участия брокера, следует обратить внимание на несколько нюансов:

  • убедиться в том, что собственником компании является именно тот человек, который ее продает — для этого нужно изучить оригиналы подтверждающих право собственности документы: на предыдущий договор о покупке бизнеса, на выписку из реестра, на Устав или Учредительный договор;
  • следует поинтересоваться, не являются ли оборудование и техника предприятия арендованными или полученными по договору лизинга;
  • убедиться в отсутствии обременений — налогового или иного залога и т. д.

Если продавец бизнеса — физическое лицо, а отчуждаемое им имущество было куплено или создано в браке, то необходимо потребовать нотариально заверенное согласие супруги/супруга. Кроме того, не лишне будет и изучение условий договора с органом приватизации в случае, если продаваемый бизнес был выкуплен в процессе приватизации. Все справки, выписки и другие документы должны быть датированы днем заключения сделки.



Добавить комментарий