Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Мужчина складывает монетки стопкой на столе

Оценка стоимости бизнеса — это процесс, сопряженный со множеством аспектов предпринимательской деятельности, поэтому ему стоит уделить отдельное внимание, даже если бизнесмен в ближайшее время не планирует продавать свое дело. К сожалению, оценка стоимости бизнеса чаще всего рассматривается исключительно в качестве определителя прогнозированного показателя дохода от реализации компании. Отечественный предприниматель редко придает оценке стоимости компании особое значение.

Виновата ли в этом рыночная среда или же отсутствие глобального взгляда на вещи, оценка бизнеса на сегодняшний день представлена исключительно в качестве меры стоимости. Тем не менее, помимо этого, оценка стоимости бизнеса предприятия может выступать рычагом влияния на стратегию поведения фирмы, ее взаимоотношение с инвесторами и прочее. Предприниматель, который оперирует таким понятием, как оценка бизнеса в полной мере получает в свое распоряжение универсальный базис для проведения анализа и постройки прогноза.

Подходы к оценке бизнеса могут достаточно сильно отличаются даже отталкиваясь от такого фактора, как взгляд предпринимателя на сущность экономических взаимоотношений, однако, все же можно выделить несколько методов, которые можно назвать условно базисными. Конечно, помимо предпочтений предпринимателя на выбор метода также влияет и конкретная целевая направленность оценки, масштабы и выбранная для проведения база. Нельзя также оставить без внимания и специфику деятельности компании.

Мужчина в костюме собирается объяснять нерадивым целевую направленность оценки стоимости бизнеса, рисуя при этом на доске

Полученный в результате анализа отчет об оценке стоимости бизнеса может быть использован как для потребностей внутренней среды, так и для привлечения новых партнеров из внешнего рынка. Оценка и управление стоимостью бизнеса необходимы для формирования комплексной стратегии по оптимизации деятельности компании. Во многом в формировании подобной стратегии предприниматель все же отталкивается от показателя запланированных и фактических затрат, и оценка стоимости компании в этом случае просто необходима, неважно идет ли речь о небольших переменах во внутренней среде или же о масштабной реструктуризации.

Принципы оценки стоимости бизнеса построены на основе приоритетных задач для компании и особенностей ее формирования. Полученный отчет о стоимости предприятия не является исключительно явным показателем, демонстрирующим примерное количество материальных ценностей, которые можно получить выставив на продажу организацию. В первую очередь отчет о стоимости компании – это индикатор благонадежности предприятия как потенциального целевого объекта для инвестиций и возможного партнера.

Пренебрежение подобной формой влияния на других экономических агентов лишает предпринимателя определенных преимуществ в навязывании своих условий. В то же время отсутствие на руках оперативных данных касательно запаса стойкости своей компании и границ ее возможностей сковывает деятельность управленца делает ее несколько более осторожной, чем это необходимо. Не для кого не секрет, что предпринимательская деятельность требует от бизнесмена определенного уровня авантюризма, однако, рисковать всегда лучше имея в свое распоряжении точные данные.

Менеджмент и оценка стоимости компании

Менеджмент как он есть

Управленческая деятельность многогранна и затрагивает практически все аспекты деятельности компании, как явные, так и скрытые. Талантливый управленец не может себе позволить упустить из виду данные касательно той или иной статьи доходов или расходов. Причем управленческую деятельность следует рассматривать как комплекс действий. С позиции оценки стоимости компании пример внедрения результатов такого анализа в стратегию менеджмента заключается в управлении затратами предприятия. Оценка стоимости бизнеса на примере предприятия по изготовлению деталей для двигателя показало, что предприятие в поточном периоде не так эффективно, как в предыдущем.

Именно благодаря оценке стоимости компании был выявлен факт потери части производственной мощности организации. Отчет о стоимости компании демонстрирует, что работа конкретного производственного участка приносит убытки и его лучше переложить на посредника. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия задействована на всех участках предприятия и может быть использована управленцем любого уровня.

В вопросах управленческой деятельности на основе оценки стоимости компании практически всегда присутствует тесная взаимосвязь между результатами анализа и прогнозируемой стратегией поведения предприятия в дальнейшем. Однако, работа производственных участков не единственная база для внедрения подобной взаимосвязи. Отчет о стоимости компании также может быть использован и на более глобально уровне, когда речь идет о будущем предприятия в целом. К примеру, решение о возможном поглощении неспособного к дальнейшей конкуренции участника рынка не проходит без того, чтобы продемонстрировать отчет о стоимости целевой компании.

То же самое можно сказать, когда речь идет о решении задач в двух партнерских организациях. Управление производством, работа по уменьшении затрат, решение задач на всех иерархических уровнях административного аппарата, прогноз будущего для компании – все эти аспекты деятельности затрагивает отчет о стоимости бизнеса. Оценка бизнеса и управление стоимостью компании должно быть внедрено управленцем в стратегию предприятия, а полученные в результате данные послужат основой стабилизации и повышения эффективности компании.

С чего бы начать?

Бизнесмен задумчиво созерцает красоты мегаполиса

От предпринимателя не требуется решение сложных математических задач при оценке стоимости бизнеса. Достаточно соблюдать этажность работ и провести экономических анализ собственного предприятия. Некоторые методы не требуют особого подхода и заключаются в нескольких простых действиях, другие же несколько более сложные. Основы оценки стоимости бизнеса заключаются в определении особенностей предприятия, а также целевой направленности полученного результата.

К примеру, если предприятие действительно вскоре будет продано, то особое внимание следует уделить затратному методу оценки стоимости бизнеса. Однако, этот же подход абсолютно не подходит в том случае, если цель предпринимателя повысить уровень инвестиционной привлекательности своей организации. Во многом отчет о стоимости бизнеса, его качество и потенциальная эффективность, зависит от соблюдения очередности этапов процесса анализа.

Очередность и релевантность этапов проведения оценки

Очередь

Этапы оценки стоимости бизнеса не являются четкой инструкцией, которой необходимо неукоснительно следовать, каждый предприниматель привносит в очередность оценки нечто присущее конкретного его компании, однако, зачастую общая картина остается неизменной. В первую очередь для предпринимателя важным является соотношение стоимости своей компании и некого нормативного предприятия, которое условно принято в качестве стандарта. Такое стандартное значение можно рассчитать самостоятельно или же воспользоваться специализированными таблицами, но в любом случае выбор строится на основе отраслевой принадлежности предприятия, и особенностей его производственного цикла.

Вторым этапом является аккумулирование необходимой информационной базы для будущего анализа. В зависимости от выбранного метода источники первичной информации отличаются, так что перед этим процессом необходимо установить наиболее корректный подход к оценке стоимости. В качестве основы для поиска первичных источников может быть использовано: активы предприятия; финансовые инвестиции; пассивы компании; динамика прибыли и прочее. Далее происходит оценка возможных рисков для предприятия и формируется прогнозный результат.

На заключительном этапе происходит коррекционный анализ неявных факторов влияния на окончательный результат оценки. В качестве таких факторов может выступать бренд компании, торговая марка, репутация предприятия, кадры, интеллектуальный капитал, долговые обязательства и прочее. Такой комплексный подход многим может показаться чересчур сложным, однако, все этапы необходимы для целостности результата и его достоверности. Стоимостью предприятия можно манипулировать, точнее ее номинальным значением. К примеру, без учета анализа неявных факторов влияния, подход становится выгодным лишь одной из сторон, так как делает управление стоимостью недостоверным или же дает возможность другому экономическому агенту большую свободу действий.

Затраты как основа для оценки

Мужик, летающие деньги, пустой кошелек. Психодел.

Затратный подход к оценке бизнеса не зря считается классическим и наиболее консервативным. В качестве основы этот подход использует только материальную базу предприятия, остальные виды факторов влияния на стоимость предприятия не рассматриваются вовсе. Это делает этот подход очень простым в исполнении, но крайне узконаправленным. Применяется этот подход в основном к тяжелых, промышленных отраслях или же при ликвидации предприятия с последующей продажей основных фондов. В этом случае, подход рассматривает бизнес исключительно в качестве материального фонда, но ориентация метода на краткосрочную перспективу дает возможность оперативно распоряжаться информацией. Подходы к оценке стоимости бизнеса на основе материальных активов несколько устарели, однако, все еще пользуются популярностью. Алгоритм расчетов у этого подхода крайне прост.

В качестве базиса используются активы и пассивы предприятия, после чего определяют разницу между показателями доходности и запретности предприятия состоянием на указанный момент или срок. Попросту говоря, суть подхода заключается в поиске чистого дохода, которое может принести предприятие, оставаясь в той же отрасли и пользуясь тем же оборудованием за вычетом затрат. Полученный результат и является показателем стоимости предприятия.

Однако, следует отметить, что в этом случае стоимостью предприятия не являются те ценности, которые не могут быть оценены в материально эквиваленте. Естественно, принципы затратного подхода неприменимы при оценке, к примеру, предприятия по оказанию услуг. Если необходимо установить оценочную стоимость предприятия сферы гостиничного бизнеса есть и иные виды методик. К примеру, в этом случае вполне эффективным будет сравнительный метод.

Возможности конкурентной среды в вопросах оценки бизнеса

Конкуренция начинается в детстве

Сравнительный метод оценки предприятия прост и в то же время эффективен. В качестве основы для оценки предприятия используется существующий экономический агент, работающий в той же сфере, что и целевое предприятие. В основном виды оценки строятся на конкретном виде активов компании, однако, в этом случае базой служит организация в целом. От предпринимателя лишь требуется перенести модели уже существующих компаний на собственную, после чего скорректировать ее в соответствии с собственной спецификой.

Модели предприятий подбираются максимально приближенные к реалиям целевой компании. Пример сравнительной оценки – это анализ стоимости гостиницы на основе отеля конкурента. Модели должны вести предпринимательскую деятельность на том же локальном сегменте, что и целевое предприятие, в противном случае в расчет нужно также брать особенности другого сегмента рынка. Несмотря на то, что принципы этого подхода просты, есть и некоторые недостатки. Пример подобных минусов – это нехватка производственной информации, делится которой конкуренты не спешат. Такой пример встречается все чаще ввиду ожесточения конкуренции практически на всех сегментах.

Сравнительный метод также будет не лучшим выбором так как ставит предприятие в зависимое положение от целевой компании. В этом случае как отчет, так и стратегия фирмы будет отталкиваться от предприятия-лидера, подражая ему. Оценка инвестиционной стоимости бизнеса также не подпадает под целевую направленность сравнительного метода. Наиболее яркий пример эффективного применения обозначенного метода – это оценка небольшого предприятия-олигополиста в локальном секторе рынка.

Рабочая программа и цель такого предприятия – спокойное развитие, без амбиций о лидирующих позициях. Работа управленца на таком предприятии нацелена на выявление конкретных границ возможностей предприятия, а не на поиски конкурентных преимуществ для лидерства. Контрольная группа для сравнения с анализируемым предприятием является такими же участниками конкурентной игры, как и целевая компания и это делает анализ приближенным к действительности и актуальным.

Целесообразности оценки бизнеса в повседневном планировании деятельности предприятия уделено не так много внимания. Курсы, тесты, учебные программы для начинающих предпринимателей редко затрагивают эту тему, и в итоге процесс оценки бизнеса применяется только в одном случае, при решении продать бизнес. А между тем процесс оценки бизнеса может стать ответами предпринимателя на вопросы о том, как планировать деятельность, стоит ли реорганизовывать предприятие или ликвидировать отдельные производственные участки, есть ли необходимость в слиянии с другой компанией.



Добавить комментарий