Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Каждый из объектов недвижимости на территории РФ, будь то дом, квартира или земельный участок, имеет свой неизменный и не повторяющийся во времени учетный — кадастровый номер. Его присваивает орган, ведущий государственный кадастровый учет объектов недвижимости — государственный кадастр объектов недвижимости. Для присвоения недвижимому имуществу номеров орган кадастрового учета осуществляет разделение территории РФ на кадастровые округа, районы и кварталы, которые являются единицами кадастрового деления.

Снимок

Федеральный закон

О государственном кадастре недвижимости в апреле 2007-го года был принят Федеральный закон: «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ. Данный ФЗ регулирует отношения, которые возникают, когда ведется учет государственного кадастра недвижимости:

  • сооружений;
  • зданий;
  • земельных участков;
  • помещений;
  • незавершенного строительства и т.д.

ФЗ № 221 определяет также все положения кадастровой деятельности. При этом закон о кадастре недвижимости не применяется в отношении таких имущественных комплексов как:

  • участки недр;
  • воздушные и морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические сооружения и предприятия как имущественные комплексы.

В целом Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» призван систематизировать уже существующие способы многоуровневой организации ведения кадастра недвижимости. Он позволяет максимально эффективно реализовывать те программы, которые предполагают комплексный анализ самых разных объектов недвижимости.

Принятие ФЗ РФ № 221 направлено на решение многочисленных вопросов, связанных с регистрацией объектов недвижимого имущества. Его назначение подразумевает информационное обеспечение процессов государственного управления и контроля. Кроме того, ФЗ был необходим для экономической оценки, налогообложения и совершенствование деятельности в области формирования объектов недвижимого имущества.

Необходимость, которая назрела для принятия ФЗ № 221, объясняется тем, что в настоящий момент в РФ существует сложная многоуровневая система реестра и кадастра недвижимого имущества. При этом учет таких объектов осуществляется двумя видами: как учет объектов права или как учет объектов управления — в зависимости от целей. Вместе с тем системы, по которым ведется учет, никак не связаны между собой, к тому же они не позволяют получать объективные сведения о существующем на территории РФ земельных участков, сооружений и т. д. Более того, получение этих сведений, как правило, бывает связано с существенными материальными или трудозатратами.

Именно для того, чтобы решить данную задачу, и был принят соответствующий Федеральный законе, и был создан Государственный кадастр. Основные принципы, которые рассматривает данный Федеральный закон, следующие:

  • применение единой системы и одинаковых технологий для создания, а также для ведения государственного кадастра;
  • обязательность для того, чтобы вести гос. учет недвижимого имущества;
  • презумпция для официального описания имущества, которое внесено в государственный кадастр недвижимости;
  • занесение всех актуальных и, главное, достоверных сведений в государственный кадастр;
  • обеспечение постоянного хранения всех внесенных сведений;
  • соотносимость всех видов сведений, содержащихся в государственной кадастровой базе, с другим любым видом государственного информационного ресурса;
  • полное и своевременное информационное обеспечение.

Что регулирует Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»

Сфера, которую регулирует данный Федеральный закон, складывается из следующих трех составляющих, а именно:

  • регулирует те отношения, которые возникают в связи с ведением государственного кадастра;
  • устанавливает все правовые основы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета;
  • закрепляет правовые основы, необходимые для выполнения деятельности.

Эти три составляющие вместе называются кадастровыми отношениями. В первую очередь, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, т.е. это — перечень данных, упорядоченный по определенному принципу, по которому ведется учет и идентификация всего недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Помимо сведений, касающихся недвижимого имущества, государственный кадастр недвижимости содержит следующие сведения:

  • о том, как проходят линии Государственной границы РФ;
  • о территориальных зонах;
  • о границах между субъектами России;
  • о границах, отделяющих населенные пункты;
  • о границах между муниципальными образованиями РФ;
  • о зонах, имеющих особые условия использования территорий;
  • иные, которые предусматривает Федеральный закон.

Что такое гос. кадастр недвижимости

В настоящее время на территории РФ учет всех земельных участков и прочих объектов капитального строительства – зданий и сооружений, помещений или объектов незавершенного строительства, осуществляет гос. кадастр недвижимости или коротко — ГКН. Государственный кадастр — это систематизированный свод сведений, имеющихся об учтенном недвижимом имуществе, а также иных сведений, предусмотренных ФЗ, о государственном кадастре объектов недвижимости.

Другое назначение Гос. кадастра заключается в том, что согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» он исполняет функции федерального государственного информационного ресурса. Одной из основных задач Гос. кадастра считается систематизация полных сведений о всех объектах и привязка ОКС-ов к тем земельным участкам, на которых они были возведены. До создания единого Гос. кадастра учет осуществлялся следующим образом:

  • земельные участки учитывались в Государственном ЗК;
  • ОКС – в БТИ, т.е. организациях, занимающихся технической инвентаризацией.

В результате учет и накопление всех данных об ОКС-ах или о земельных участках велся различными структурами, причем, по различному принципу и методике. Это приводило к противоречивости информации, касающейся одного и того же объекта, а также к спорам, касающимся определения величины налогообложения или другим негативным последствиям. Кроме того, до принятия ФЗ о кадастре не реализовывалась привязка зданий к определенным земельным участкам.

Кадастровый учет

Сегодня рынок недвижимости активизировался по всему миру, об этом свидетельствуют и индикаторы рынка недвижимости. Ежедневно совершается огромное количество сделок по купле-продаже домов, квартир, земельных участков и т.д. После совершения всех необходимых процедур объекты продажи и покупки ставятся на учет в региональные органы кадастра. Для идентификации ОКС или земельных участков каждому из них присваивается свой, уникальный кадастровый номер. В свою очередь для точного определения местоположения любого земельного участка или здания, прочего сооружения или объекта незавершенного строительства в базу государственного органа вносятся координаты всех поворотных точек объекта.

Гос. кадастровый учет недвижимости осуществляется по единой технологии непрерывно на всей территории РФ. Основные функции для ведения кадастровой регистрации всех объектов недвижимого имущества осуществляется в Кадастровой палате. Назначение Государственной Кадастровой палаты – государственной организации, осуществляющей регистрацию, состоит в следующем:

  • в заявительном порядке производить постановку или снятие с учета из государственной базы;
  • определение кадастровой стоимости;
  • присваивание кадастровых номеров;
  • учет изменений на объектах недвижимости;
  • выдача сведений из Государственной кадастровой базы недвижимости;
  • ведение гос. кадастровой карты, на которой отображены границы всех учтенных в нашей стране земельных участков.

Порядок постановки на учет

Государственный закон первым пунктом статьи 11.2 ЗК РФ гласит, что земельные участки могут быть образованы:

  • при разделе, а также при перераспределении или объединении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков их частей;
  • из земель, которые находятся в государственной или же в муниципальной собственности.

Образование земельных участков допустимо только при наличии письменного согласия от землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются другие земельные участки. Кроме того, для того, чтобы регистрировать участок, находящийся в государственной или же в муниципальной собственности, необходимо решение того государственного органа власти, который уполномочен распоряжаться этим участком.

Для регистрации в государственном кадастре изменений, осуществленных в сооружении, прежде всего определяется алгоритм для постановки или же внесения изменений в регистрацию. Затем начинается сбор разрешительной и технической документации для детального изучения ситуации. Каждый случай должен быть изучен, исходя из конкретных обстоятельств. Затем, согласно поставленной задаче, специалисты в гос. кадастре готовят технический план: осуществляется выезд специалиста для замеров габаритов помещения с внесением всех осуществленных изменений.

На основании этих замеров, а также другой разрешительной, правовой и технической документации формируется технический план. Его составляет кадастровый инженер. Он имеет два вида — на бумажном носителе и на электронном. Срок изготовления длится от трех до пяти дней, в зависимости от сложности.

При постановке на учет объекта недвижимости, внесении изменений в объект недвижимости или его части, а также для снятия с учета объекта соответствующий кадастровый федеральный орган должен принять соответствующее решение об осуществлении кадастрового учета. А затем, начиная с рабочего дня, последующего за датой истечения срока для осуществления государственной кадастровой регистрации, обязан выдать заявителю лично или же его представителю лично расписку:

  • кадастровый паспорт на данный объект недвижимого имущества — в случае постановки на учет;
  • выписку о внесении новых сведений — при регистрации изменений;
  • выписку об объекте, в которой будут содержаться все те изменения, которые были сделаны в государственном реестре по той части, на которую распространяется обременение вещественных прав;
  • выписку о прекращении существования конкретного объекта — при снятии его с учета.

Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в виде:

  • копий документов, на основании которых данные были внесены в ГКН;
  • выписки;
  • паспорта;
  • плана территории;
  • в ином виде, который определен органом нормативно-правового регулирования.

Стоимость сооружения в ГКН

С первого января 2014-го года к Налоговому Кодексу были внесены поправки. В результате налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости земли, дома или сооружения. Однако оценка проводится чересчур усреднено, даже грубо, способом глобальной оценки. В данном процессе зачастую не учитываются особые характеристики конкретного земельного участка или дома который на нем построен, а следовательно, стоимость их в ГКН в основном бывает завышенной.

Кадастровая стоимость — это эквивалент стоимости здания, сооружения, капитального строительства, а также незавершенного строительства или земельного участка для учета и начисления налога или же арендной платы. Расчет такой стоимости зависит от многих факторов:

  • назначения;
  • года постройки;
  • износа и др.

Зная зарегистрированный в ГКН номер сооружения или земельного участка, можно легко выяснить его стоимость, чтобы понять, насколько она завышена. Конечно, объективную оценку может дать только специалист, который и сделает заключение о том, стоит ли оспорить установленную в ГКН стоимость. Но для этого нужно детально изучить все обстоятельства оценки, понять, насколько различные коэффициенты возможного износа повлияют на понижение стоимости.



Добавить комментарий