Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Мужик с увеличительным стеклом

Методы оценки бизнеса используются предпринимателями во множестве случаев, как характерных и обыденных, так и специфических. Мнение большинства заключается в том, что оценка бизнеса необходима только в том случае, если предприниматель вознамерился реализовать свое предприятие или же он готовит сделку по поглощению либо слиянию. Действительно, наиболее часто на практике методы оценки бизнеса находят свое применение именно в подобных случаях, однако, существуют и иные целевые направленности процесса формирования оценочной стоимости компании. Для предпринимателя мало знать какой из методов применим в том или ином случае, необходимо также свободно оперировать базой, на которой строится подход, соотносить задачи и деятельность предприятия со спецификой методологии. Ошибочная оценка бизнеса из небольшой помарки на бумаге вполне может превратиться в значительные денежные потери.

Мужик считает деньги

Зачастую, когда речь идет об оценке бизнеса предприниматель задумывается лишь о материальных активах и о расчетном показатели прибыли, напрочь забывая и об источниках доходов отличных от операционной, то есть основной, деятельности компании. К оценке бизнеса и стоимости активов не следует подходить как к простому и незамысловатому процессу. Смысл подобного рода исчислений превышает арифметическую конкретику и приобретает характерный оттенок экономической среды. Так, к примеру, небольшое предприятие может быть оценено куда более дорогостоящим в сравнении с крупным производителем. Почему? Потому как оценка бизнеса и стоимости активов, конечно же, затрагивает тематику прибыли и ее динамику, однако, в той же мере касается и иных сфер деятельности организации, в том числе ее репутацию, бренд, кредитную историю, взаимоотношения с партнерами и прочее.

Что же касается актуальности оценки бизнеса, то в этом случае достаточно будет лишь упомянуть о том, что современный рынок невероятно стихиен и непредсказуем. Даже те отрасли экономики, которые несколько лет назад могли похвастать высокими показателями прибыли, сегодня находятся в подвешенном состоянии. Для предпринимателя знать стоимость всех своих активов, свободно оперировать возможными сценариями применения этих данных, трезво оценивать ситуацию и вовремя принять правильное решение касательно будущего своего бизнеса, значит приспособиться к колебаниям экономики, стать более адаптивным, а, следовательно, и более жизнеспособным. Конечно, оценка бизнеса и стоимости активов – это вовсе не задача первого приоритета, однако, и откладывать ее в долгий ящик тоже не следует.

Целевая направленность процесса оценки бизнеса

Мишень

Методы оценки стоимости бизнеса в случае с экономическим агентом должны нести конкретную и явственную выгоду, причем, доступную в ближайшем обозримом будущем, а не в заоблачной перспективе. Целевая направленность процесса оценки бизнеса и стоимости активов действительно крайне широка и может быть применима в большинстве проблематичных ситуаций на предприятии. В первую очередь необходимо отметить реорганизацию предприятия. Необходимость в реорганизации предприятия может возникнуть по ряду причин. Во-первых, это неплатежеспособность бизнеса в несколько иной специфике, чем принято считать. Речь идет о требовании к уставному капиталу компаний, а также одной из методик получения санационной прибыли. Во-вторых, это прямое требование антимонопольной структуры. В обоих случаях методы оценки бизнеса необходимы к применению во избежание разнообразных трудностей в дальнейшем.

Второй вариант, к сожалению, менее популярен чем предыдущий, однако, не менее важен. Подходы и методы оценки бизнеса необходимы в том случае, если предприниматель хочет получить в свое распоряжение средства инвесторов, в том числе и зарубежных. В зависимости от размеров вливания отличается и масштаб оценки. В ином случае оценка бизнеса и стоимости активов может зацепить исключительно финансовые потоки, в том числе и динамику прибыли, однако, случаются и примеры, когда в процессе подсчетов необходимо задействование незначительных математических коэффициентов, об отношении которых к экономике любой предприниматель имеет лишь призрачное представление. Наконец, необходимо также брать во внимание и такую целевую направленности оценки бизнеса и стоимости активов как ребрендинг или перемена сферы деятельности в целом. В случае, если предприятие по ряду коэффициентов оказывается убыточным или лишенным перспективы, то далеко не всегда предпринимателю имеет смысл ликвидировать его.

Перемена целевого сегмента деятельности иногда бывает более эффективным вариантом, в особенности, если в предприятие были вложены не только усилия и душевные надежды предпринимателя, но и вполне реальные материальные ценности. Ребрендинг несколько более позитивное понятие, связанном в основном с отрицательным отношением потребителей к конкретной марке, а не к сущности товара. Многие компании прибегают к ребрендингу в том случае, если они хотят заполучить в распоряжение новый сегмент, в этом случае подходы и методы оценки стоимости бизнеса необходимо для определения потенциального поведения предприятия в сегменте, его стратегии.

В зависимости от резервов прочности предприятия и его текущего положения дел, используемые методики продемонстрируют на какое положение на рынке может претендовать организация в данный момент. К примеру, сравнительный подход к оценке бизнеса строится на принципе схожих вариантов предпринимательства в отрасли, в этом случае оценка служит базисом для определения целесообразности ребрендинга именно с позиции доминирования в условиях рынка. Если же речь идет о капитализации, ее релевантности, и оценке чистых активов, то оценка бизнеса в этом случае служит сразу нескольким целям, вплоть до определения необходимости в том или ином управленческом решении. В условиях современного рынка этой дает возможность стабилизировать деятельность и подумать о капитализации с целью в дальнейшем сделать предприятие более эффективным.

Затратный метод: особенности и преимущества

Разбитая копилка

Методы затратного подхода в оценке бизнеса относятся к одним из наиболее консервативных, и рассматривают организацию исключительно в аспекте производственных мощностей и имущественных составляющих бизнеса. Затратный метод оценки бизнеса широко используется, когда речь идет о предприятии с мощным производственным комплексом, работающим на массовое изготовление продукции. Целесообразным этот метод оценки бизнеса также будет в том случае, если предприятие находится в процессе ликвидации и не обладает обширной базой нематериальных активов. В качестве базиса оценки выступает те материальные ценности, которые как напрямую задействованы в производственном процессе, так и те, что могут быть отнесены к категории условно побочных или административных. В целом, суть метода заключается в том, что бизнес – это в первую очередь прибыль, а стоимость предприятия является разницей между полученным доходом и понесенным на его приобретение затратами.

В базисе подхода находится неравенство в виде соотношения всех активов предприятия и его пассивов. Разница и является оценочной стоимостью компании. В том случае, если бизнес серьезно ориентирован на производство, и в первую очередь ценен именно оборудованием, то эта методика будет лучшим вариантом. Если же капитал во многом состоит из нематериальных активов, то этим методом лучше пренебречь. Оценка активов посредством затратного метода дает лишь приблизительное представление о состоянии дел организации, однако, этим часто пользуются. На бумаге оценка предприятия будет действительно привлекательной, если у того обширная база оборудования, в этом случае математические показатели не врут, однако, в расчет не берется моральный износ машин, низкий интеллектуальный капитал, отсутствие внедрения инноваций и, следовательно, перспектив в дальнейшем. Действительно, на бумаге бизнес все так же эффективен и положителен, но на практике это не так. Что же касается места затратного подхода в разрезе отечественной экономики, то можно сказать, что он все еще доминирует в связи с немалой долей концентрации рынка именно вокруг крупных производителей.

Не стоит упускать из виду также и методы оценки логистических издержек. Во многом эта методика схожа с затратным подходом, однако, является более узконаправленной и специфичной. В основе метода лежит потребность в определении целесообразности реструктуризации предприятия. В данном случае речь идет о собственной транспортной инфраструктуре. Оценка релевантности создания собственного автопарка методом оценки логистических издержек показывает насколько предприятие нуждается в посреднике в этой сфере. Такие методики придают оценке бизнеса и релевантности решений оттенок экспресс анализа, и показывают, насколько широко применение различных подходов в этой отрасли, даже если речь идет об исследовании логистических издержек. Бизнес, вопрос о его эффективности и места на рынке, требователен к корректности в любой из методик экономического анализа.

Дисконтирование доходов, в каком случае применимо?

Часы и деньги

Оценка бизнеса методом дисконтирования денежных потоков чаще всего применяется в том случае, если предприятие интересно инвестору, который нацелен на вливание денежных средств в прибыльное и потенциально эффективное дело. Смысл подхода заключается в том, что бизнес не является одномоментной выгодой в виде конкретного комплекса имущественных ценностей, он скорее интересен той прибылью. которую может принести со временем. Именно поэтому этот способ используют инвесторы. Сущность метода заключается в том, что оценка бизнеса происходит по принципу подсчетов валовой выручки и ее динамики. В процессе расчетов в качестве базиса берется конкретный отрезок времени, на протяжении которого ведется исследование капитала предприятия. Для анализа динамики может быть взять бизнес в целом или отдельная отрасль, исследование строится либо на статистическом методе или же на сравнительном. В обоих случаях важен прогноз, который покажет является ли бизнес прибыльным или же особенностью капитала предприятия можно назвать перманентное состояние дефицита.

Метод дисконтированных денежных потоков более прогрессивен и рассматривает бизнес в долгосрочной перспективе, но именно в этом и заключается основной недостаток этого подхода. Данным методом достаточно трудно определить является ли бизнес прибыльным и стоит ли его капитал хоть сколько-нибудь именно сейчас, когда в подобного рода расчетах возникла потребность. Этим методом пользуются исключительно в целях определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия. Метод оценки бизнеса на основе дисконтирования капитала требует огромного внимания к достоверности прогноза, однако, при позитивном результате предприятие может рассчитывать на деньги инвестора. Метод дисконтирования денежных потоков также опасен тем, что не берет во внимания уровень автономности предприятия, не разделяя в собственный и заемный капитал. Метод дисконтирования денежных потоков в оценке бизнеса показывает, что состояние дел на предприятии позитивное, тем не менее компания вполне может принадлежать кредиторам. Конечно, заинтересованный в будущем предприятии инвестор не пожалеет капитала на спасение бизнеса, но всегда рассчитывать на это неразумно.

Опционный метод оценки бизнеса: инновации в консервативной сфере

Деньги под компьютерной мышкой

Опционный метод оценки бизнеса относится к одним из наиболее инновационных подходов в формировании оценочной стоимости предприятия и его капитала. В многом в оценке капитала этим методом используются принципы подхода дисконтирования денежных потоков, однако, есть и своя специфика. Как и выше упомянутый подход, опционный метод базируется на принципах эффективности в качестве инвестиционной площадки, задача которой приносит доход в долгосрочной перспективе. В ходе капитализации, или стратегии руководства предприятия к установлению собственного влияния на фондовом рынке, компания закупает акции интернет-компаний, для того, чтобы оставаться платежеспособной в случае кризиса в реальной торговой сфере. Почему такой процесс рассматривается в качестве капитализации? Ответ прост, такие действия компании – это часть плана по направлению капитала в укрепление стабильности организации. В случае краха сделок в реальной торговой сети, компания может рассчитывать на поддержку своего капитала в информационной.

В случае накопления компанией чистых от целевой направленности активов, такой пример капитализации позволит избавиться от нестабильных отраслевых сделок. При оценке таким способ подход и принципы схожи с методом дисконтирования денежных потоков, однако, добавляются еще и вышеописанные активы. К этой оценке, как ни к какой другой применимо слово «инновационный», так как методика все еще находится в разработке, однако, уже сейчас можно сказать, что она обладает существенным потенциалом в условиях современного рынка. Стоимость чистых активов, актуальность управленческих решений, стратегия фирмы, позиция в условиях локального рынка и планы на долгосрочную перспективу – это небольшой перечень целевых направленностей для проведения оценки бизнеса, необходимой каждому предпринимателю. Оценка бизнеса давно перестала быть лишь необходимость в случае реализации компании, теперь это универсальный механизм влияния на рыночную среду и ее агентов.



Добавить комментарий