Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Сегодня очень актуально эффективно планировать и прогнозировать финансовую деятельность конкретного предприятия, определять основные результаты его хозяйственной деятельности, а также более наглядно  рассчитывать зависимость объемов реализации товара от затрат на его производство. Для этого в бизнесе используют систему операционного анализа. При этом одним из базовых  элементов подобного расчета является такое понятие как маржинальный доход.

Расчет маржинальной прибыли

Что такое маржинальный доход

Процесс анализа финансовой и хозяйственной  деятельности предприятий рассматривает не только показатели прибыли  и рентабельности, но и такое понятие как маржинальный доход. Его расчет   взаимосвязан с себестоимостью продукции, объемом производства и прибылью. Маржинальный доход, будучи экономическим термином, используется в двух разных значениях:

  • в качестве одного из источников прибыли, который покрывает постоянные затраты;
  • как предельный доход.

Маржинальная прибыль  – это разница между доходами, образующимися  от продажи продукции и переменными затратами предприятия. Под этим понятием  понимается та выручка, которую предприятие получило  от продажи своего продукта без учета НДС.  Понятие «переменные издержки»  — это следующие затраты:

  • на материалы и сырье;
  • на зарплату рабочего персонала;
  • на топливо;
  • на электроэнергию;
  • транспортировку и т.д.

Переменные издержки, в отличие от постоянных, меняются нелинейно и зависят от объема производства. Чем больше объем, тем меньше  издержки и соответственно больше маржинальная прибыль.  В экономике это называется «эффектом масштаба» и объясняется тем, что при запуске массового производства  себестоимость выпускаемого конечного продукта существенно снижается.

Говоря более простым языком, маржинальный доход — это разница, получаемая в результате вычета из выручки хозяйствующего субъекта, получаемого в результате  реализации  продукции,   общей суммы его непостоянных затрат. Такой  показатель как маржинальный доход — величина количественная и  измеряется  в денежном эквиваленте. Он  отражает тот вклад, который  может сделать предприятие для покрытия постоянных затрат, чтобы получать прибыль. Т.е.  маржинальный доход – это величина, напрямую воздействующая на количество реальной прибыли.

Как рассчитать маржинальный доход

Маржинальный доход можно определять двумя способами:

  • первый расчет — это  разница от выручки за реализованную продукцию и прямых расходов и сопутствующих им накладных или переменных затрат;
  • второй расчет, когда величина маржинального дохода рассчитывается  как сумма постоянных затрат и прибыли предприятия.

Существует такое понятие как средняя величина маржинальных затрат. Ее расчет равен разнице между  средней величиной переменных затрат и ценой  продукции. Данная величина показывает  вклад каждой единицы товара в покрытие общих затрат и получение прибыли.  Суть понятия «маржинальный доход» сводится к тому,  способна ли данная компания  покрывать свои постоянные затраты и насколько она рентабельна, чтобы получать прибыль.

Удельную долю маржинального дохода в общей выручке можно рассчитать, предварительно  определив коэффициент маржинального дохода, который  равен соотношению маржинального дохода и выручки фирмы. Если данный показатель равен нулю, это означает, что прибыль от реализации  покрывает только переменные траты, то есть данное предприятие работает убыточно. А если коэффициент маржинального дохода  выше нуля, однако не больше постоянных затрат, то выручка от реализации товара  в состоянии  покрывать  переменные затраты и часть постоянных расходов.

В ситуации, когда маржинальная прибыль  равна постоянным расходам, то выручкой от реализации можно покрывать как переменные, так и все постоянные расходы. При таком показателе маржинального дохода предприятие будет  малоприбыльным. В этом случае говорят, что предприятие находится в точке безубыточности. А если постоянные расходы меньше маржинальной прибыли, то такой бизнес  может не только полностью покрывать свои расходы, но и получать чистую прибыль.

Формула маржинальной прибыли следующая:

TRm = TR — TVC, где:

  • TRm — это маржинальная прибыль;
  • TR — доход;
  • TVC — переменные затраты.

Маржа и прибыль

Сегодня многие начинающие бизнесмены не имеют четкого представления о том, что представляет собой маржа. К тому же понятие «маржа» является довольно обширным, и в различных сферах  оно  отличается. Существует банковская маржа, биржевая, страховая, валовая, торговая и т.д. В нашей стране маржа является аналогом чистой прибыли, поэтому расчет маржи и прибыли производится одинаково. Торговая маржа – наиболее распространенный термин во многих сферах деятельности.

В рыночной терминологии расчет маржи – это, грубо говоря,  разница между ценой и себестоимостью. Она может быть выражена как в рублях (тогда расчет производится простым вычитанием между ценой и себестоимостью), так и в процентах. Маржа чистой прибыли в процентах определяется из следующего расчета: предположим, товар куплен за 150 денежных единиц, а продан за 200. Формула расчета будет выглядеть так: (200-150):200=0.25, т.е. расчет показал, что маржа составила двадцать пять процентов от рыночной стоимости данного товара.

Каждая компания при расчете коммерческой  величины этого понятия оперирует собственными величинами единицы продукции, выражаемыми в литрах, тоннах, а также метрах, штуках и т.д. К примеру, табачная промышленность оперирует пачками, блоками,  штуками и коробками сигарет. В банковской деятельности маржу считают, оперируя  количеством счетов и клиентов, суммами транзакций и кредитов и т.п.

В банке эта величина может являться разницей между ставками по вкладам и выданными кредитами. На фондовом рынке – разницей между курсом ценных бумаг в день заключения и в день исполнения сделок. В маркетинге это  — наценка, которую устанавливают предприятия. Именно для этого в штате многих крупных предприятий  есть профессиональные менеджеры. В их обязанности входит мгновенное переключение с одного концептуального типа расчета на другой, который поможет сделать предприятие более рентабельным.

Точка безубыточности

Анализ  безубыточности конкретного предприятия дает возможность  находить точку равновесия —  критический объем  продаж. Это то финансовое состояние, в котором суммарный объем выручки равен всем суммарным затратам. Величина таких «издержек складывается из общего количества постоянных  и  переменных затрат. Точка безубыточности  или точка равновесия называется также порогом рентабельности. Это  – ситуация, в которой деятельность конкретного предприятия не приносит ни убытков, ни прибыли

Продажная цена продукта является тем механизмом, который приносит в бизнес деньги. По логике,  подняв цену как можно выше, можно получить максимальную маржинальную прибыль.  При этом хорошая маржа от продажи даст возможность покрывать все расходы на содержание предприятия. А все, что останется после  вычета всех расходов  — это и есть маржинальная прибыль. Чтобы понять, какую минимальную маржинальную величину можно считать приемлемой для  бизнеса, нужно знать много нюансов. При этом, как считают экономисты, однозначно ответить на этот вопрос невозможно.

маржа формула

Существуют только  примерные варианты расчета. Например, если  продукт входит в категорию часто потребляемых клиентами товаров, то маржинальную прибыль можно получать не очень большую. В этом случае весь доход бизнеса будет получаться за счет оборота. Если  продажи не  большие и не частые, то  маржа прибыли должна быть как можно высокой. В таком случае для начинающего свою деятельность предприятия маржа должна составлять в среднем   не меньше, чем сорок процентов.

Перед стартом своего бизнеса предпринимателю нужно думать не о том, как накопить миллион за год, а о том, какой должна быть величина маржинальной прибыли. Кроме того, необходимо постоянно   рассчитывать точки безубыточности, причем, как в начале, так и в процессе деятельности. Это не занимает много времени, да и расчет точки безубыточности совсем не сложный, тем более, что для этого существуют специальные таблицы.

Это нужно знать

Определение финансового результата любой предпринимательской деятельности даст возможность определять величину маржинальной прибыли.  Это, в свою очередь,  позволит принимать решения в плане изменения каналов снабжения и дальнейших объемов в производстве, а также в сбыте выпускаемой продукции. Коэффициент  удельной или маржинальной прибыли оказывает влияние на принятие  стратегических решений в производственной политике. К ним можно  отнести:

  • целесообразность для дальнейшего продвижения конкретного товара на  рынках сбыта;
  • принятие или отказ от дополнительных заказов;
  • перспективность более тесного сотрудничества с поставщиками.

По большому счету, удельный доход – это инструмент для определения в целом результативности и эффективности работы конкретного предприятия.



Добавить комментарий