Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Бизнес – это такой вид деятельности, в котором добиться успеха имеют возможность далеко не все предприниматели, а только те, кто сумел удержаться на рынке. Вот почему лидерство в предпринимательской деятельности сегодня считается одним из тех ключевых факторов, которые способствуют благоприятному развитию бизнеса, причем, несмотря на то, что на российском рынке это понятие появилось сравнительно недавно. Тем не менее, сегодня ему в России стали уделять должное внимание.

Лидерство в бизнесе

Общее понятие

Для того, чтобы понять, какую стратегию или стиль лидера лучше применять, руководитель должен представлять, что такое лидерство в целом. Это понятие представляет собой умение руководить людьми, мотивируя их на достижение общей цели. Настоящий лидер должен обладать рядом таких качеств, которые не только притягивают к нему людей, но и заставляют следовать за ним.

Тема лидерства с каждым днем все более актуальна, в том числе и в нашей стране. Этой теме посвящены многочисленные книги, написана не одна научная работа или реферат, однако, по мнению специалистов, самой популярной книгой в данном направлении является книга, автором которой стал известный психолог Шеклтон В. «Психология лидерства в бизнесе».

Тема, которую описывает в своей книге Шеклтон, настолько своевременна сегодня, что в Уральском Федеральном округе был даже создан Молодежно-образовательный центр «Академия лидерства и бизнеса» (Тюмень). Здесь молодых людей обучают универсальным навыкам управленческой деятельности — менеджменту, финансам, мотивации, тайм- и стресс-менеджменту, переговорам, командообразованию. «Академия лидерства и бизнеса» помогает молодежи осваивать динамику успеха и руководить своим личностным ростом, что в конечном итоге и формирует лидерские качества.

Настоящий лидер абсолютно точно понимает: для достижения наилучших результатов в управлении компании необходимо правильное лидерство, точнее, ее стратегия. Под стратегией понимаются некоторые нормы и способы достижения нужного результата, которые будут востребованы в долгосрочной перспективе. Как считают психологи, в том числе и Шеклтон, понятие «лидерство» весьма многогранно. В него, как говорит каждый второй тренер по стратегиям, каждый индивидуум вкладывает свое значение. Различными являются и подходы к формированию качественных характеристик лидера.

Стили лидерства

Лидерство является понятием весьма сложным и многогранным. Руководителям очень часто приходится подбирать необходимый стиль, исходя из разных ситуаций. Вот почему для успешного ведения своей деятельности руководителю компании необходимо знать, какой именно стиль для него является наиболее актуальным, исходя из особенностей бизнеса.

Существует множество стилей лидерства:

  • автократический;
  • бюрократический;
  • деловой;
  • демократически-участливый;
  • сориентированный на персонал;
  • безучастный;
  • проблемно-ориентированный;
  • харизматичный;
  • трансформационный и т. д.

Наиболее эффективный стиль в бизнесе – это так называемое «трансформационное лидерство». Трансформационные руководители, как правило, бывают честными. Они умеют вдохновлять людей и с оптимизмом смотрят в будущее, они могут установить цель и мотивировать окружающих к достижению этих целей, они, как правило, дружелюбны с членами своей команды.

Автократический стиль – это вид трансформационного лидерства, проявляемый в экстремальной форме. В этом случае, тот, кто ведет бизнес, сохраняет за собой право властвовать над другими людьми. У членов команды и других работников практически не бывает возможности выдвигать предложения, даже они могут продвинуть бизнес и, вообще, полезны для компании. Однако данный стиль руководства имеет и плюс: он очень эффективен в том, что любое решение принимается быстро, а работа делается эффективно. Автократическое лидерство особенно актуально в то время, когда бизнес переживает кризис и когда руководителю необходимо очень быстро принять решение, не отвлекаясь на разногласия. Пример такого стиля руководства наиболее наглядно можно увидеть в военной сфере, когда лидер ответственен за подчиненных.

Бюрократическая стратегия предполагает работу по «бумажке». Руководитель безукоризненно следует правилам и следит, чтобы и остальные выполняли работу как положено. Для такого вида лидерства идеально подходит бизнес в сфере, где работа сопряжена с рисками. Пример такого вида деятельности — это работа с машинным оборудованием или токсическими веществами, а также бизнес, сопряженный с большими денежными суммами.

Как говорят специалисты, лидерство в бизнесе, независимо от стиля и стратегии, необходимо для того, чтобы уметь превращать группу отдельных людей в одну команду. Лидер должен знать, как сделать, чтобы люди работали сообща, он должен уметь их мотивировать таким образом, чтобы те старались до конца раскрывать свои способности. Лидер должен знать, как уравновесить индивидуальные устремления каждого члена команды с нацеленностью на синергию – общий результат, который должен намного превышать сумму всех индивидуальных вкладов в команде.

Стратегии лидерства

Сегодня на российском рынке бизнеса существует большое количество конкурентов, в том числе и иностранных. И это означает, что руководителям и владельцам отечественных предприятий, чтобы быть достаточно конкурентоспособными, нужно тщательно строить свои стратегии лидерства. С каждым годом число компаний, в том числе и в нашей стране, растет, и, следовательно, растет и бизнес конкуренция. Главной задачей любого руководителя является правильно выбранная стратегия и контроль за выполнением всех действий, способствующих достижению успеха.

Стратегии Портера.

Знаменитый американский экономист, профессор Майкл Портер выделил три основные стратегии лидерства, которые актуальны на протяжении многих десятков лет. Главной идеей в бизнес стратегии, согласно Портеру, является тот факт, что деятельность, которую ведет конкретная компания, должна иметь свои — особенные черты, выделяющие ее из остальных. И в этом руководителям компаний поможет только правильно выбранная стратегия, которой нужно следовать.

Согласно Портеру, в сфере бизнеса существует три вида стратегии:

  • стратегия дифференциации;
  • стратегия фокусирования;
  • стратегия лидерства в издержках.

Дифференциация

Такая стратегия как дифференциация предполагает наличие идеи о неповторимом торговом предложении. Однако с годами данная концепция изменилась: сегодня совершенно обычный товар покупателям может казаться уникальным. Суть стратегии дифференциации подразумевает необходимость заставлять потребителей считать, что продаваемый им товар является благодаря наличию какого-либо свойства неповторимым.

Уникальность может касаться не только самого товара или способа продажи, но и системы сбыта. Именно такая стратегия как дифференциация создает возможность производить более дорогую продукцию, чем у конкурентных производителей. Однако в этом случае руководителю следует быть внимательным в финансовой сфере, в противном случае компания может рухнуть.

Компании, бизнес которых ведется с использованием данной стратегии, могут однажды столкнуться с большой проблемой: огромный разрыв в затратах с лидером в данной отрасли может привести к их непопулярности. Кроме того, не исключено, что и конкуренты смогут производить аналогичные товары, что приведет к исчезновению дифференцируемого превосходства организации.

Фокусирование

Когда организацией выбирается данная стратегия лидерства, ей приходится выбирать определенную группу населения, для которой она будет производить продукцию. Сфокусировавшись на определенном сегменте, компанию приходится выглядеть самой интересной на фоне остальных конкурентов. В фокусировании Майкл Портер выделил две части:

сфокусированная стратегия на издержках — в конкретном сегменте отрасли: учитывая наличие низких издержек у компании, можно получить превосходство над остальными фирмами-конкурентами, что позволяет за счет дополнительной выручки иметь преимущество перед конкурентами;

стратегия фокусирования на дифференциации — когда целью компании становится уникальное предоставление уникального продукта для вполне конкретной потребительской аудитории: в этом случае самым главным становится выбор очень узкой потребительской аудитории, имеющей отличительные черты.

Лидерство по издержкам

Стратегия лидерства по издержкам имеет весьма примитивную суть. В ее основе лежит принцип стремления к уменьшению затратной графы. Это нужно для того, чтобы стать лучшим в свой сфере именно по этому показателю. Такой принцип работы практически не вызывает особых сложностей у работников, хотя стать самой бережливой компанией среди себе подобных зачастую бывает нелегко. Если компанией выбирается стратегия лидерства по издержкам, то ей приходится нанимать только работников с высокой производительностью труда, таких, кто сможет выполнить свою работу намного эффективнее коллег.

Одним из главных составляющих, которую имеет стратегия лидерства в низких издержках, является следующее обстоятельство: количество издержек станет минимальным при увеличении объемов производства. Постоянное лидерство в издержках является весьма непростой задачей. Нужно понимать, что это – не бизнес на дому, идеи для женщин, когда для получения дохода не требуется придерживаться определенных принципов, и где все просто. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает постоянные поиски наиболее выгодных способов для сбережения средств, использование новейшей техники управления и т. д.

Методы лидерства по издержкам

Применяя стратегию «лидерство в издержках», предприятиям следует ориентироваться на широкий рынок, при этом выпуская много товаров если не высокого, то хотя бы приемлемого качества. Чтобы данный подход был эффективным, руководителям компаний необходимо:

  • осуществлять строгий контроль за всеми все статьями расходов;
  • прибыль вкладывать в развитие производства;
  • разрабатывать новые виды уже существующего продукта, упрощая дизайн, тем самым экономя время и ресурсы;
  • экономить за счет сбыта, работая напрямую с потребителем;
  • экономить на рекламе;
  • автоматизировать процесс производства;
  • отказаться от сопутствующих товаров, когда потребительский спрос на них приводит к большому числу издержек;
  • стремится к сокращению транспортных издержек за счет близости производственных и складских помещений и пунктов реализации товаров;
  • перейти на компьютерные технологии и т. д.

Известно, что компания, которая осуществляет лидерство в издержках, испытывает постоянное давление со стороны конкурентов. Поэтому от предприятия требуются следующие действия:

  • добиться наличия оптимальных объемов в производстве;
  • создание развитой сбытовой сети;
  • захват определенного сегмента рынка;
  • использования ресурсосбережения;
  • осуществления контроля за накладными расходами и всеми видами постоянных издержек.

Любой бизнес тренер в области стратегии скажет, что доминирующую роль в данном принципе играет производство. Любое предприятие, работающее на принципе низких издержек, в основе своей имеет:

  • иерархическую структуру управления;
  • количественно выраженные цели;
  • жесткий контроль издержек.
  • Кроме того, таким предприятиям становятся необходимыосуществляемые на стабильном уровне инвестиции, которые пойдут:
  • на современное оборудование;
  • на замену устаревшей техники;
  • на внимательное отслеживание всех технических новинок;
  • на противостояние искушению необоснованного расширения ассортимента.

На мастер-классах, которые проходят на тему по лидерству к издержкам, любой тренер скажет, что стратегия по издержкам должна дополняться принципом дифференциации продукции. Пример, который они приводят на основе стратегий издержек таких фирм как Philip Morris или, например, Caterpillar Tractor, достаточно наглядно отражает уровень доходов этих мега-корпораций.Стратегия лидерства на основе низких издержек, согласно Портеру, заключается в том, что компания, осуществляющая данную тактику, получает выгоды, защищающие ее от угроз в конкуренции:

  • она может начать вести наступательную ценовую политику, обеспечивая тем самым себе защиту от ценовой войны путем использования низких издержек;
  • компания бывает лучше защищена от доминирующего влияния крупных поставщиков;
  • компания-лидера диктует цены, которые действуют как дополнительный барьер для входа в данную сферу на рынке;
  • компания-лидер при помощи цен в состоянии оградить рынок от проникающих на него товаров-заменителей.

Стратегия лидерства

Следовательно, возможность компании-лидера устанавливать минимальный предел в отраслевых ценах, при этом получая прибыль, отлично ограждает ее рыночные позиции. В ценовой конкуренции всегда проигрывают наименее эффективные компании. Сегодня российские предприятия только-только начали проявлять особый интерес к анализу издержек, и, соответственно, к снижению себестоимости, хотя в условиях высокой инфляции особого смысла в этом нет. Однако с постепенным снижением инфляции стратегия издержек наряду с дифференциацией товаров превращается в очень перспективной.



Добавить комментарий