Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Прибыль – этот тот термин, трактовка которого никогда не приблизится к той гамме чувств и ассоциаций, что появляются при упоминании этого слова. Каждый участник невероятно сложной, интригующей и многоуровневой игры под названием конкуренция стремится к максимизации прибыли. В этом термине нет и следа от социальной подоплеки, потому как рыночная экономика построена на здоровом эгоизме и удовлетворении своих потребностей и амбиций. Нельзя однозначно сказать, что это плохо, вовсе нет. Благодаря такому относительно простому принципу формируются большинство экономических взаимосвязей, которые зачастую бывают куда более прозрачными, чем кажется с первого взгляда.

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Весь операционный цикл, начиная от сырья и заканчивая готовым продуктом, в немалой доле служит средством для реализации амбиций бизнесмена, и, конечно же, с получением денег в результате. Прибыль может иметь множество целевых направленностей, в итоге она вполне может служить источником благотворительности или других положительных социальных эффектов, однако, на первых парах задача прибыли поддерживать интерес бизнесмена к ведению дел и удерживать предприятие на плаву, а возможно и развивать его. Расчет любого экономического показателя – это основа любого анализа или прогноза, по сути без этих данных предприниматель слеп и может организовывать производство только наудачу, что неприемлемо.

Прибыль – понятие далеко не такое простое, как кажется с первого взгляда. Объяснение и трактовка зависят от того аспекта, через которые исследуется термин. Однако, конкретно в этом случае необходимо поближе рассмотреть понятие маржи. Маржа – это прибыль предпринимателя, которая заключается в разнице между себестоимостью и отпускной ценой продукции. По сути – это та выгода, ради которой предприниматель вообще затеял организацию своего дела, то есть создал предприятие, нанял рабочих, закупил сырье и приступил к операционному процессу. Маржа – это к тому же показатель рентабельности, который очень тесно сопряжен с термином точка безубыточности, граничный доход, валовая прибыль. Пример эффективной синергии всех этих понятий – это анализ рентабельности предприятия. Расчет валовой прибыли эффективно дополняется анализом маржи и наоборот.

Теоретическая составляющая

Вся доска в расчетах и недоумевающий парень

Маржа – это показатель, задача которого оценить эффективность деятельности предприятия в целом и управленца в частности. Расчет маржи – этот тот базис, который позволяет кредиторам оценить привлекательность предприятия перед вложением в него капитала, дает возможность владельцу предприятия корректно оценить свои сильные стороны и уже опираясь на них провести моделирование стратегии поведения на рынке. Расчет маржи необходим любому бизнесмену, потому как в первую очередь – это напрямую его интерес. В конце концов ради прибыли предприятия и создаются, за некоторым исключением, конечно, и маржа дает возможность посмотреть рискам в лицо, имея за спиной тщательную подготовку к этому.

Кроме того, маржа – это источник существования для огромного количества компаний в экономической системе, которые занимаются исключительно дистрибуцией. То есть по сути, такие организации не имеют собственных производственных мощностей, однако, все же успешно функционируют путем сотрудничества с производителями. Источник существования таких предприятий – это маржа, дополнительная стоимость, которая накладывается поверх уже заложенной в продукции цены. Рассчитать маржу для таких предприятий жизненно необходимо, ведь в противном случае они могут разориться или же потерять в качестве партнера производителя, что в принципе одно и то же.

Маржа по полочкам: себестоимость

Кто-то считает деньги

Первое от чего отталкивается расчет маржи – это себестоимость. Себестоимость – это тоже один из ключевых параметров для предпринимателя, расчет которого – это базис любой другой формулы. Формула себестоимости включает в себя производственные затраты, потери, связанные со сбытом продукции, часть общих утрат, связанных с производственным процессом и прочее. Себестоимость – это сумма изготовления продукта вместе с затратами на его продажу, доставку до места сбыта, рекламу, а также с сопутствующими утратами. К последнему можно отнести стоимость коммунальных услуг тех зданий, которые участвуют в производственном процессе, то есть, к примеру, цеха. Расчет уровня маржи содержит себестоимость для того, чтобы предприятие не функционировало в минус.

Отпускная стоимость: характеристика и место в анализе

Ценник

Отпускная стоимость не зря фигурирует в расчете маржи как отдельный термин, без привязки к цене. Цена фигурирует в вышеупомянутом расчете только том случае, если изготовитель реализует свою продукцию напрямую покупателю. В таком случае действительно цена уже содержит все необходимые наценки, и расчет маржи может отталкиваться от них. Однако, если в цепочке, по которой продукт попадает в руки покупателя фигурирует хотя бы один посредник, то меняются и переменные, по крайней мере одна из них. Отпускная цена – это понятие, которое содержит в себе цену производителя, а также своеобразный интерес каждого посредника, который находится на пути следования товара.

Что представляет собой интерес посредника? Это аренда помещения под продажу доставленной продукции, заработная плата персонала и прочее. Отпускная цена – это понятие более широкое, чем просто стоимость. Несмотря на то, что с первого взгляда кажется, что отпускная цена – это огромный ущерб для покупателя, который вынужден оплачивать больше, за тот же товар, на самом деле – это эффективный источник энергии для малого бизнеса. К тому же предложение на рынке ограничивалось бы исключительно локальными производителями, не будь системы, которая дает возможность мелким организациям функционировать эффективно на равных в условиях стихийного рынка.

Непосредственно процесс расчета

Рука и калькулятор

Формула расчета маржи сама по себе достаточно простая и заключается в нескольких простых манипуляциях. В первую очередь необходимо найти разницу между отпускной ценой и себестоимостью. Рентабельностью этот расчет можно назвать только в том случае, если основная деятельность предприятия – это производство. Для формирования непосредственно анализа необходимо также рассчитать коэффициент прибыльности. Это разница между прибылью на единицу продукции и отпускной ценой. Опираясь на эти два показателя можно получить общее представление об эффективности операционной деятельности предприятия.

Если управленцу необходимо составить развернутый план дальнейшего производственного процесса, то помимо этих простых расчетов необходимо также исследовать себестоимость на предмет необоснованных трат, а также тех затрат, которые могут быть уменьшены. Однако, себестоимость не может быть равно нулю, так как замена ключевых параметров продукции вполне может привести к тому, что покупатель и вовсе откажется пользоваться ею. Минимизация себестоимости должна быть разумной, иначе продукция перестанет отвечать заданным параметрам качества и потеряет постоянных покупателей.

В чем заключается разница между понятиями маржа и наценка?

Знак вопроса и человечек

Вопрос о том, как рассчитать маржу очень часто сопряжен, а иногда и заменен понятием наценка, что не совсем верно. Большинство предпринимателей не только успешно манипулируют обоими терминами, но и вполне успешно подменяют одно другим. В первую очередь следует отметить, что наценка всегда больше маржи. Это легко заметить если сопоставить процесс расчета обоих показателей. Маржа рассчитывается посредством разницы между отпускной стоимостью и себестоимостью. Затем разница делится на отпускную стоимость и умножается на сто процентов. Разница заключается в том, что во время расчета наценки разница делится на себестоимость и умножается на сто процентов.

Маржа демонстрирует какой уровень доходов получила компания за вычетом всех затрат, которые понесла организация во время производства продукции. Наценка же всего лишь отображает какой процент предприятие просто добавило к стоимости товара. Наценка – ничем не обусловленная надбавка за, к примеру, бренд или эффективную рекламу, которая сделала обычный, по сути продукт, невероятно популярным. Кроме того, если предприниматель в документе или в разговоре настойчиво рекомендуется вкладывается в компанию, так как маржинальная прибыль этой организации достигла рекордных ста процентов, то этот бизнесмен эффектно подменяет понятия. Маржа ни при каких условиях не может быть равна ста процентам. Это по сути доход от реализации продукции с нулевой себестоимостью, что невозможно.

Стратегия, смоделированная на базе маржи

Шахматы

Пример того, как эффективно использовать производственные показатели в моделировании стратегии – это план функционирования предприятия построенный на результатах расчета маржи. Этот показатель рассчитывается опираясь на себестоимость, что уже дает богатый спектр возможностей к формированию стратегии. В первую очередь, у предпринимателя есть возможность исследовать какие факторы оказывают большее влияние на маржу посредством изменения себестоимости. Умело оперируя такими факторами можно повысить прибыльность или наоборот умереть пыл с целью сэкономить на сырье. Отличный пример, это влияние качества сырья на маржу. Чем дороже сырье – тем качественнее продукция, однако, современная химическая промышленность дает возможность эффективно заменять дефицитные материалы на аналогичные по качеству, но гораздо более дешевые.

От уровня маржи зависит стратегия поведения фирмы. Если предприятие близко к точке безубыточности, когда затраты равны доходам, то вряд ли такая организация будет на пике агрессии на рынке. Она предпочтет защитную стратегию и затаится, выжидая своего часа. Валовая прибыль в этом случае менее эффективна как база анализа. Валовая прибыль – это натуральный показатель, который не склонен к демонстрации тенденции. Вопрос о том, как рассчитывается маржа очень часто возникает как раз в целях анализа эффективности предприятия. Немаловажным является вопрос о том, как рассчитывается вариационная маржа, которая является показателем эффективности сезонных предприятий в долгосрочной перспективе.

Впрочем, не стоит думать, что такой анализ – это прерогатива исключительно предпринимателя, вовсе нет. Кредиторы и инвесторы первым делом требуют отображать маржу в каждом отчете. Таким образом они получают возможность контролировать тенденцию изменения эффективности деятельности предприятия от, к примеру, смены руководства. На самом деле это отличный пример, формула расчета маржи служит индикатором эффективности деятельности руководства. Зачастую с этим показателем возникают определенные трудности, так как достоверно оценить эффективность управленца трудно.

Анализ и расчет валовой прибили, маржи, точки безубыточности – это тот минимум, знать который просто необходимо. Неважно идет ли речь о предпринимателе или покупателе. Если валовую прибыль еще можно встретить в балансе, то маржа – это тот пример, когда экономический показатель неявный с первого взгляда. Поэтому большинство предпринимателей недооценивают этот показатель, полагаясь исключительно на расчет валовой прибыли. Валовая прибыль всего лишь демонстрирует результат, зачастую весьма благонадежный, маржа дает богатую почву для анализа предпосылок, что привели к такой ситуации.



Добавить комментарий