Logo




Задать вопрос специалисту

Войти
или Зарегистрироваться


Для чего предприятие производит огромные партии продукции? Для чего формирует производственный цикл и налаживает потоки реализации? Прибыль – вот основной ответ на этот вопрос. При этом анализ дохода от производства, пожалуй, один из наиболее важных элементов в оценке проделанных предпринимателем усилий. От результатов этой оценки, в той или иной мере, зависит будущее предприятия. Вполне возможны случаи, когда анализ прибыли демонстрирует предпринимателю, что его идея уникальна, но не эффективна и не рентабельна. Это позволит владельцу компании сэкономить время, усилия и капитал.

Деньги растут

Процесс формирования предприятия имеет только одну цель — прибыль. Ее можно сравнить с током крови, которая снабжает все органы организма человека воздухом. Так и от прибыли зависит насколько сплоченной, эффективной и организованной будет структура предприятия. Вовсе не секрет, что львиная доля в прибыли компании – это результат основной деятельности. Касаясь темы дохода от основной деятельности предприятия, то есть производства и реализации продукции, конечно, нельзя сбрасывать со счетов сферу услуг, которая обеспечивает социальные слои населения всем необходимым. Однако, все же нельзя не признать, что большая часть ВВП принадлежит крупным промышленникам. Результаты производства этих компаний – это не только основной целевой интерес их владельцев, но также движущая сила экономики.

Впрочем как и для вышеупомянутых предприятий, так и для сферы малого бизнеса факторный анализ прибыли является главнейшим, а зачастую и единственным средством оценки эффективности операционной деятельности. Успешность этой деятельности определяется множеством факторов, среди которых встречается специфика сферы деятельности предприятия, пороговые условия для входа в сегмент, тип стратегии и внешней политики организации, прочее. Однако, для того чтобы выбрать стратегию, сформировать миссию и направить деятельность производства по правильному пути необходимо уметь не только оперативно формировать конкретные управленческие решения и ликвидировать ошибки, но также умело локализовать их.

Для чего необходим анализ прибыли?

Рост предприятия

В первую очередь — это необходимо для роста предприятия. Чем быстрее будут найдены и устранены все недостатки в производственном цикле, тем скорее компания сможет нарастить мощность в плане выпуска продукции. Естественно, такой подход утрирован, ведь зачастую стратегия требует от предприятия ликвидации части статей затрат на производство, или прекращения реализации нерентабельной продукции. Решение о диверсификации продукции, о выходе на новые сегменты рынка, целевая направленность траты прибыли, политика внешних связей населения с компанией – все это подвластно влиянию множества факторов.

Зачастую предприятие начинает работу с тщательно разработанным производственным планом, где пошагово указаны затраты на выпуск продукции и ее реализацию, уровень ожидаемой прибыли от этого и приоритетные цели для затрат. Однако, далеко не всегда первичный анализ совпадает с реалиями на рынке, слишком много переменных факторов, которые могут повлиять буквально на все начиная от дохода и заканчивая отношением населения к деятельности организации.

Именно для этого необходим такой вид оценки операционной деятельности как факторный анализ прибыли. Он способен продемонстрировать предпринимателю реальное положение вещей. Опираясь на него, владелец организации принимает решение о смене курса для предприятия, диверсификации продукции, наращивания темпов производства и реализации или даже постепенной ликвидации компании. Доходы предпринимателя – во многом зависят от его стратегии и политики, и в выборе того самого курса как раз и поможет такой метод оценки, как факторный анализ прибыли.

С чего следует начать?

Анализ

Анализ как метод оценки направлен на тщательное изучение факторов, которые оказывают влияние на основные сферы деятельности предприятия, в том числе и на источники дохода. Факторный анализ не стал исключением, его основная цель – продемонстрировать состояние операционной деятельности на сегодняшний день. В итоге от результатов факторного анализа зависит целый ряд управленческих решений, касающихся, в том числе резервов мощности предприятия. Факторы увеличения прибыли способны показать качественную разницу между несколькими управленческими решениями и в итоге продемонстрировать величину успеха или неудачи предпринимателя.

Начать же следует в первую очередь с определения тех самых факторов, которые способны повлиять на доходы предприятия от производства продукции. В целом все факторы могут быть поделены на две масштабные категории: те, что оказывают влияние на продукцию и те, что приводят к колебанию цены. К первой категории относится диверсификация производства, процесс направленный на дробление сфер влияния организации. В этой же категории находится смена объема выпуска продукции. Вторая категория напрямую влияет на доходы, которые получает организация. В первую очередь – это манипуляции с себестоимостью, а также с ценой продукции. Если первая категория влияет на темпы реализации, то вторая – на доходы.

Непосредственно в процессе анализа оценивается уровень влияния всех вышеперечисленных факторов на конечную прибыль. В качестве базиса чаще всего используется форма 2 баланса на предприятии. Анализ проводится за несколько периодов, чем больше лет подпадает под оценку, тем более детализированным получится результат. В качестве данных используются следующие статьи: выручка от продажи работ, продукции, услуг; фактическая себестоимость производимой продукции; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль от продажи продукции, работ, услуг; индекс цен и объем реализации. Индекс цен – это темп инфляции, поданный в абсолютном значении.

Следует помнить о том, что факторный анализ прибыли от реализации продукции – это не панацея от всех неудач в ходе основной деятельности компании. Это всего лишь средство обнаружения тех самых ошибок, решение по их устранению должны исходить непосредственно от руководителя. Факторы дохода предпринимателя в основном зависимы именно от действий организатора, который способен как нивелировать действия некоторых из них, так и приумножить их в несколько раз. Следует помнить, что факторы роста прибыли во многом сопряжены с управленческими решениями.

Факторный анализ: пошаговый процесс расчетов

Расчеты

Сперва проводится анализ и расчет общих изменений в прибыли. Для этого находится разница между прибылью в отчетном году и прибылью в базисном году. Далее проводится расчет влияния изменения уровня цен на прибыль, для этого находится разница между уровнем реализации в отчетном году в ценах отчетного года и уровнем реализации в отчетном году в ценах базисного года. Далее необходимо определить уровень оказываемого на прибыль влияния изменений в количестве выпускаемой продукции. Для этого находится разница между прибылью в базисном периоде, умноженной на коэффициент увеличения выпуска продукции, и просто прибылью в базисном периоде.

Также нужно установить какую долю влияния оказывает на прибыль изменение в структуре продукции. Для этого разница между коэффициентом увеличения выпуска продукции базисного и учетного года умножается на прибыль в базисном году. И, наконец, определяется уровень влияния изменений в себестоимости продукции на ожидаемую прибыль от реализации товаров. Для этого находится разница между себестоимостью реализуемой продукции в отчетном периоде в ценах базисного и себестоимостью продукции в тарифах отчетного года. После этого рассчитывается сумма всех мер влияния на прибыль предприятия и подводится итог.

Это анализ лишь нескольких факторов. На самом деле повлиять на прибыль может практически что угодно, все зависит от конкретной среды деятельности предприятия. Доходы могут расти даже от настроения населения, которое вдохновленное новой рекламной кампанией побило рекорды продаж за несколько предыдущих лет. Кажется, что такой пример невозможен, однако, на практике факторы, влияющие на доходы предприятия могут быть не только внутренними, но и внешними.

Что делать с полученными результатами?

Человечки налаживают проивзодство

Итог факторного анализа на практике находит достаточно широкое применение. В целом эта оценка показывает, как повлияли действия руководства предприятия на полученную прибыль. Это можно использовать в целях тестирования новой производственной программы, которая активно функционировала в течение одного операционного периода. В итоге это поможет оценить ее эффективность и принять решение о внедрении стратегии или ее отклонении. Находит сторонников и анализ влияния на прибыль изменений в себестоимости. Особенно это видно в случае массового производства, когда сырье и запасы приобретаются в огромных масштабах. В этом случае даже небольшая экономия может привести к огромному увеличению прибыли.

Впрочем, не стоит считать, что итог факторного анализа важен исключительно для отдельных экономических агентов. Факторные доходы – это прекрасный пример взаимодействия разных сфер экономики. На микроуровне факторы, влияющие на доходы, важны для предпринимателя, однако, на макроуровне это важно для всей экономики государства. В целом факторные доходы – это общий позитивный результат для населения и экономических агентов, именуемых также домохозяйствами, которые получили его, предоставляя факторы производства для организации. То есть, в принципе факторным доходом можно назвать даже депозит физического лица, ведь проценты по нему – это предоставление платы за использование капитала.

Факторы производства и факторные доходы неотрывно связаны друг с другом, второе является платой за первое, при этом это понятие применимо как на примере небольшого предприятия, так и для государства в целом. Труд, земля и капитал – вот о чем идет речь. Факторные доходы – это плата за них. Такой пример демонстрирует то, как может быть применены экономические категории одновременно на всех уровнях социума. Ситуация, когда пример факторного анализа прибыли – это оценка взаимодействия роста заработной платы и количества уделяемых работе часов, прекрасно демонстрирует как можно использовать экономическую категорию даже в быту. Ведь даже такая мелочь, как оценка дохода физического субъекта может стать почвой для факторного анализа.

Какие основные причины роста производства на предприятии? Какие факторы, влияющие на увеличение дохода организации и величину реализации? Какие экономические первопричины кроются в убытке? От каких факторов зависят операционные доходы? На эти вопросы и многие другие поможет ответить именно итог факторного анализа. Основные факторы, влияющие на доходы предпринимателей, организаций и населения – это лишь верхушка айсберга. Однако, стоит помнить, что не все факторы, влияющие на величину прибыли, можно отнести к категории экономических. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли не могут включать в себя ураган или наводнение.

Если же предприниматель окажет должное внимание их анализу, то ситуация может измениться кардинально. Можно будет невооруженным взглядом оценить величину роста производства и дохода, более того, это благоприятно повлияет на различные слои населения, их благополучие. Факторы, влияющие на прибыль – это богатая почва для анализа, здесь каждый предприниматель найдет что-то свое. Доходы факторов производства, в свою очередь являются причиной анализа для абсолютно всех и каждого, ведь результаты этой оценки позволяют повысить свое благосостояние.



Добавить комментарий